Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ д/с № 20

Презентация ООП ДО с учетом перехода на ФГОС ДО (скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………3

1.1.1. Цель и задачи Программы ……………………………………………………...4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы …………………………4

1.2. Основные характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного

 возраста …………………………………………………………………………..........7

1.3. Планируемые результаты

- Целевые ориентиры в раннем возрасте ………………………….……………..... 17

- Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы …………….....18

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по

Программе ……………………………………………………………………….......... 19

II. Содержательный раздел

2.1. Общие положения………………………………………………………………... 21

2.1.1. Социально – коммуникативное развитие …………………………………… .22

2.1.2. Познавательное развитие ……………………………………………………....50

2.1.3. Речевое развитие ………………………………………………………………..81

2.1.4. Художественно – эстетическое развитие ……………………………………..95

2.1.5. Физическое развитие …………………………………………………………..121

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми ………………………………………….....143

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников …….144

2.5. Программа коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья ………………………………………………......................148

III. Организационный раздел

3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка .....151

3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды …………..151

3.3. Кадровые условия реализации Программы …………………………………….154

3.4. Материально – техническое обеспечение Программы ………………………...155

3.5. Финансовые условия реализации Программы ………………………………....160

3.6. Планирование образовательной деятельности ………………………………...160

3.7. Режим дня и распорядок ………………………………………………………...161

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания

программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно – правовых, финансовых,

научно – методических, кадровых, информационных и материально – методических

ресурсов ………………………………………………………………………………166

3.9. Перечень нормативных и нормативно – методических документов ………...167

3.10. Перечень литературных источников ………………………………………….168

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад №20 «Родничок» (далее МКДОУ д/с №20) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает предоставление равных стартовых возможностей для всех детей, достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155), нормативными правовыми документами субъекта Федерации и с международноправовыми актами, региональными и муниципальными распоряжениями и приказами, Уставом МКДОУ д/с №20:

Программа разработана в соответствии международно-правовыми актами:

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для ССР 15.09.1990);
  • Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (xiv) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);

Законами РФ и документами Правительства РФ:

  • ст. 30 Конституции РФ, ст. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
  • «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2008 г.);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);

Документами Федеральных служб:

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);

Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» / зарегистрировано в Минюсте России от26.09.2013 № 30038/;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» /зарегистрировано в Минюсте России от 14.11.2013 г. №30384/;

Программа является основным внутренним нормативно-управленческим документом, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

      1. Цели и задачи Программы.

Основной целью ООП МКДОУ д/с №20 является создание благоприятных условий для обеспечения равных  возможностей полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Формирование у ребенка навыков разумного поведения, адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице; способствовать становлению основ экологической культуры.  

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.

 2. Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.

3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4. Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки.

 

      1. Принципы и подходы к формированию Программы.

Основные  принципы дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. В основу Программы МКДОУ д/с №20 положено отношение к дошкольному детству как к само­ценному периоду в развитии человека. Программа направлена на охрану детства, обогащение развития ребенка как индивидуальности, на максимальную реализа­цию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфически детских видах (игровая, конструктивная, трудовая, изобразитель­ная и др.) деятельности.

2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования. Педагогический процесс в ДОУ, построенный в соответствии с этим принципом, имеет следующие особенности:

 - признание каждого ребенка как неповторимой индивидуальности;

 - учет специфики психофизиологического развития мальчика и девочки;

- сочетание личностно-ориентированного, требовательного и корректного поведения педагога, целенаправленно организующего жизнь и деятель­ность ребенка и коллектива детей.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений предусматри­вает понимание воспитателем, что деятельность — это системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным, в старшем дошкольном возрасте оно формируется и у детей; темпы развития и саморазвития ребенка определяются характером общения его с взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности, т.е. самодеятельности.

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности заключается в:

 - содействии овладению ребенком на уровне самостоятельности разнообраз­ными видами деятельности как средством самовоспитания, самообразова­ния и саморазвития;

 - всемерной поддержке экспериментально-поисковой деятельности воспи­танника;

 -создании благоприятных условий для творчества, проявления одаренности дошкольника, а также для становления индивидуального стиля его деятель­ности и саморазвития им своего таланта.

5. Сотрудничество учреждения  с семьей. Педагогическая деятельность воспитателя направлена на содействие развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочери) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей сверстников на данном этапе или отстающей, но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности).

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Реализация данного принципа заключается в обеспечении тесной взаимосвязи воспитательного процесса с гуманистиче­скими традициями народной педагогики, фольклором, многонациональным искусством России и мировой культуры, а также открытие ребенку имен высокообразованных представителей человечества и особенно россиян, ко­торые обогатили мировую культуру; приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентно­сти, радостной потребности и необходимости учиться (в школе — у учи­теля, самостоятельно — через книгу, при помощи компьютера и других средств познания), поиску им своего жизненного предназначения и откры­тию разнообразных средств для его реализации.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) требует учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной и коррекционной деятельности взрослого — дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого.

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Реализация данного принципа заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной общечеловеческой культуре.

10. Учет интеграции образовательных областей рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности; взаимосодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, т.е. выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребенка.

11.Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.  

Содержание Программы строится с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы,  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

- в раннем возрасте (до 3 лет) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной  материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Особенности организации образовательного процесса:

Основной структурной единицей МКДОУ д/с № 20 является группа. Общее количество групп – три, для детей дошкольного возраста – общеразвивающей направленности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ